24 января 2024 года в БИЦ семейного чтения имени Л. Н. Толстого для учащихся 3 классов МБОУ «Школа № 75 имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации Кожедуба И.Н.» прошел час памяти «О том, что было не забудем», посвященный 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.
В сопровождении электронной презентации, участники мероприятия узнали о причинах возникновения блокады.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. Части Красной Армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы. Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года : «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.
Бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. 8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. 8 сентября 1941 года началась 872-дневная блокада Ленинграда.
В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами. Смерть входила во все дома. Запасы продовольствия таяли с каждым днём. С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Пять раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы выдачи хлеба. Окончательная норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было. Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.
В отрезанном, в окруженном Ленинграде только одна ниточка связывала город с Большой землей.
Дорога жизни
Ленинград (теперь Санкт-Петербург) – огромный город. Второй по размерам в нашей стране. Один из крупнейших в мире.
На север, на юг, на восток, на запад бегут от него дороги. Разные здесь дороги: железные, шоссейные, морские пути, речные, пути воздушные.
Оборвались теперь дороги. Отрезали фашисты Ленинград от всей нашей большой страны. Нет ни метра, ни сантиметра свободной земли, по которой можно сюда проехать. Затихли пути железные, заглохли пути шоссейные. Корабли не выходят в море. С севера, с юга – фашисты. На запад от Ленинграда лежит Финский залив, берега его тоже в руках у фашистов. Северо-восточнее и восточнее Ленинграда находится большое Ладожское озеро. И сюда, к Ладожскому озеру пришли враги, захватили северный берег, прорвались к южному. Стали наступать вдоль восточного берега. Однако не смогли они полностью обойти озеро. Остановили их на восточном берегу советские солдаты. Часть Ладожского озера была в наших руках. Тут, по воде, по озеру, и вела теперь в Ленинград дорога. Нелегкой была дорога.
Долгим, кружным и тяжелым путем поступали грузы в блокадный город. Начинался их путь из города Вологды. Сюда, в город Вологду, поступали грузы со всей страны. Здесь грузились они в вагоны. Готовы вагоны. Сигнал к отправке. Пошли по железной дороге грузы.
Бегут вагоны на город Тихвин и дальше на город Волхов. Здесь, в Волхове, — стоп, остановка. Дальше железной дороги нет. Дальше дорога в руках фашистов.
Город Волхов стоит на реке Волхов. Тут, в городе Волхове, грузам предстоит пересадка. Покинут они вагоны. Перейдут на речные баржи. Река Волхов впадает в Ладожское озеро. Поплывут грузы из города Волхова к Ладожскому озеру по реке на баржах.
Недалеко от впадения реки Волхов в Ладожское озеро стоит город Новая Ладога. В городе Новая Ладога у ленинградских грузов новая остановка и новая пересадка. Речные баржи не могут идти по озеру. Опасно. Высокие волны гуляют в озере. В городе Новая Ладога предстоит разгрузить речные баржи и загрузить грузами баржи озерные. Поплыли баржи озерные. По Ладожскому озеру к Ленинграду.
На западном берегу Ладожского озера в 55 километрах от Ленинграда находится порт Осинове́ц. Сюда и направлялись баржи из Новой Ладоги. Сюда же, к берегу озера, к Осиновцу, была проложена узкоколейная железная дорога. Приходят баржи в Осиновец. Новая здесь пересадка. Снимают грузы с озёрных барж, грузят опять в вагоны.
Но это ещё не всё. Ещё впереди пересадка. С узкоколейной железной дороги перегружались грузы затем вновь на обычную железную дорогу.
И это ещё не всё. Ещё впереди пересадка. Потом на машины грузились грузы.
Нелёгок их путь в Ленинград. Путь по железной дороге через Тихвин и Волхов был в Ленинград единственным.
И вдруг – взяли фашисты Тихвин, отрезали Волхов. Не идут к Ленинграду грузы.
Однако нельзя оставлять Ленинград без помощи. Было принято решение построить новую дорогу к Ладожскому озеру. Правда, не железную: очень долго железную строить. Начали строить дорогу автомобильную, дорогу для грузовых машин.
Километр за километром, километр за километром через топи, леса, чащобы, через овраги, низины, болота, там, где раньше ходил лишь зверь, где душу живую не сыщешь, – ныне прошла дорога.
Двести километров длиной дорога. Строили – двадцать дней.
Действительно, так быстро, так дружно построили здесь дорогу.
Начиналась она почти в ста километрах восточнее Тихвина, у станции Заборье, и отсюда, обходя с севера захваченный фашистами Тихвин, шла через сёла Великий Двор, Ерёмина Гора, Новинка, Карпино к Ладожскому озеру, к городу Новая Ладога.
Болота кругом. Строили дорогу военные. Вышла на помощь и всё местное население. Старый и малый, здоровый, калеченый – все оказались здесь. Все на дороге. Штурмовали одно болото задругим. Уж сколько камней и земли здесь насыпали. Возили, возили машины землю. Таскали, таскали носилки люди. Бросали, бросали лопаты землю в бездонную хлябь. Ну вот пробилась дорога через болото. А за этим болотом ещё болото.
И снова люди носилки, лопаты в руки. Черепахой, улиткой ползёт дорога. Покрылись люди десятым, двадцатым потом. Осилили всё же и это болото. А за этим болотом снова лежит болото. И снова работа, работа, работа…
Тянут дорогу здесь, у Новинки, тянут у Карпино, у Ерёминой Горы, у Великого Двора, тянут в других местах. Одолели люди леса и топи. От Заборья к Новой Ладоге легла дорога.Свершилось земное чудо – дорога готова за двадцать дней. Дорога, конечно, средняя. Не асфальт, не бетон, не гудрон. И всё же идёт дорога. Дорога, конечно, узкая. Не всюду разъедутся две машины. И всё же идёт дорога.
Дорога, конечно, не очень быстрая. Хорошо, если проедешь около 40 километров в день. И всё же идёт дорога. И всё же идут машины. Вновь идут к Ленинграду грузы.
В ноябре 1941 года наступили морозы и стало замерзать Ладожское озеро, поэтому остановилась дорога по воде. Остановилась дорога – значит, не будет подвоза продуктов, значит, не будет подвоза горючего, не будет подвоза боеприпасов. Как воздух, как кислород, нужна Ленинграду дорога.
Замёрзнет Ладожское озеро, покроется крепким льдом Ладога (так сокращённо называют Ладожское озеро), вот по льду и пройдёт дорога. Но даже самые сильные морозы не могут полностью сковать Ладожское озеро. И все же выхода нет другого. Кругом фашисты. Только здесь по Ладожскому озеру и может пройти дорога в Ленинград. Но ждать долго времени нет, ждут люди в городе помощи.
22 ноября 1941 года по все еще полностью неокрепшем льду озера пошла первая автомобильная колонна. 60 грузовых машин было в колоне. Отправились они с западного берега, со стороны Ленинграда, на восточный берег за грузами. А впереди 27 км ледяной дороги. Прошли сутки, ждут люди. Вернутся? Застрянут? И вот едут!
Возвращается колонна, в кузове каждой по 3-4 мешка с мукой, больше пока нельзя, но на буксире еще сани с мешками муки.
С это дня и началось постоянное движение по льду Ладожского озера. Вскоре ударили сильные морозы. Лед окреп и каждый грузовик брал по 20-30 мешков муки. Перевозили по льду и другие тяжелые грузы.
Нелегкой была дорога. Не всегда удачи были. Ломался лед, тонули машины, фашистские самолеты бомбили колонны с воздуха. Застывали в пути моторы, замерзали на льду водители машин. И все же ни днем, ни ночью, ни в метель, ни в самый лютый мороз не переставала работать ледовая дорога через Ладожское озеро.
Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Блокаде, в железном кольце которой долгих 872 дня и ночи задыхался Ленинград, был положен конец. Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. 27 января объявлено Российским правительством Днем воинской славы России.
За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание — город-герой, награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!