Давление родителей-одна из причин ненависти к чтению. Вы, родители, заставляете детей читать. И нет лучшего способа отбить у ребенка желание что-то делать, чем заставлять его делать это. Отвращение — такова реакция человеческого подсознания на любое принуждение. Внутренний и внешний протест ребенка в ответ на давление взрослых особенно сильно проявляется в подростковом возрасте, когда у ребенка с 10-11 лет наступает переходный период. В это время ваше чадо будет делать все наперекор вам. Даже если ему читать интересно, чувствуя ваше давление, он перестанет читать.
Особенно сильно чувство протеста ребенок испытывает тогда, когда родители сажают его перед собой и говорят: «Читай!». Они заставляют его читать вслух и каждый раз, когда он ошибается, заставляют его перечитывать. Ребенок перечитывает. Когда же он читает все правильно, то никаких поощрений нет, и это называется «методом кнута без пряника».
Как в таком случае работает подсознание?
Оно строит четкую ассоциативную связь: чтение — это страдание, потому что нужно перечитывать, периодически выслушивать оскорбления вроде «Ты что, глупый?», «Ты что, слепой?», «Не видишь, как тут написано?» и т. д.
В результате такого чтения вы получаете ребенка, который не будет читать ни при каких обстоятельствах Страдание запечатлевается в его мозгу как синоним чтения. И каждый раз, когда у него будет появляться мысль что-нибудь прочитать, в подсознании будет проявляться негативное воспоминание и связь ЧТЕНИЕ-СТРАДАНИЕ. Даже во взрослом возрасте он будет испытывать негативные ощущения, которые переживал, будучи ребенком в моменты, когда его заставляли читать.