Десять правил детского чтения

Итак, 10 правил писателя Даниэля Пэнака, которые относятся к детскому чтению. Эти правила работают и работают хорошо.

Правило первое. Право не читать. Оно означает, что нельзя заставлять ребенка читать силой. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Правило второе. Право перескакивать. Некоторые родители ругают ребенка, если он перелистывает страницы, пропускает части текста и читает дальше. Во-первых, вспомните себя: читая, например, «Войну и мир», неужели вы не пропускали длинные описания природы? Ну а если в захватывающем детективе или романе вам было интересно окончание, а времени для дочитывания практически не оставалось, неужели вы не перескакивали и не перелистывали несколько страниц вперед? Вот поэтому вы и не должны запрещать это ребенку. Это абсолютно нормально и, наоборот, говорит об интересе ребенка к чтению, о желании получить результат. И это великолепно.

Правило третье. Право не дочитывать. Близко второму правилу. В мире очень много неинтересных и плохих фильмов, так же как много неинтересных и плохих книг. Может быть, не плохих, а просто не соответствующих в данный момент интересам и возрасту читателя. В любом случае, нельзя заставлять ребенка дочитывать до конца, если он этого не хочет.

Правило четвертое. Право перечитывать. Многие дети любят перечитывать любимые книги, особенно какие-то отрывки.

Правило пятое. Достаточно спорное на первый взгляд правило, но в действительности оно одно из самых важных, и его нужно безоговорочно соблюдать. Право читать что попало. (Естественно, необходимо исключать опасную литературу, особенно тексты из интернета) Итак, если вы хотите, чтобы книги доставляли ребенку удовольствие, позвольте, чтобы в его чтении не было никакой особой системы, никаких правил. В жизни школьника и так установлено бесконечное множество правил и запретов, поэтому очень важна именно такая бессистемность, когда ребенок может читать все что угодно в разумных пределах.

Правило шестое. Право на боваризм. Боваризм — это восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, к главным героям, нежелание видеть границу между сказочными, фэнтезийными мирами и реальным миром. Это особенность подросткового возраста. Подростки часто делят мир на добро и зло. У них нет серых оттенков, лишь четкое разделение на черное и белое. Подростки склонны к пафосу, к максимализму. Это необходимый и правильный этап развития личности. Хуже, если этот период выпадает, непонятно, что происходит у подростка в мозгу. Наихудшая ошибка, которую могут совершить родители, — это начать высмеивать идеалы подростка. Чтобы не потерять уважение и не вызвать ненависть своего ребенка, будьте толерантны.

Правило седьмое. Право читать где попало. В действительности если ребенок читает за едой, берет с собой книжку, извините за подробности, в туалет или читает во время поездки в машине или автобусе — это не очень полезно для глаз, для пищеварения. Но это показатель того, что ребенок полюбил читать по-настоящему.

Правило восьмое. Право читать вслух. Бывают моменты, когда ребенок в полном восторге то прочитанного. Но приносит книгу родителям и начинает вслух зачитывать понравившееся место. Не обрывайте его! Порадуйтесь тому, что у ребенка развивается дикция, тренируется слуховая память, а главное — тому, что он действительно полюбил читать. Если он приносит вам что-то интересное, значит, вы в его жизни занимаете весомое место. Поэтому цените то, что ребенок стремится разделить с вами радость от прочтения вслух любимых отрывков, — это означает, что у вас хорошие, доверительные отношения.

Правило девятое — это право «втыкаться». Означает право достать с полки любую книжку и 3-5 минут свободного времени посвятить нескольким страницам этой книги. Возможно, если ребенок откроет книгу на нужной странице, и она его «зацепит», он прочитает ее целиком — это, во-первых. Во-вторых, чем больше книг пройдет через ребенка таким образом, тем лучше, потому что даже пара страниц расширяет кругозор и остается в памяти. Даже если в руки ребенка попала книга, до которой он еще «не дорос», возможно, через какое-то время, когда знания из нее ему понадобятся, он обязательно вспомнит и прочитает.

Правило десятое и последнее. Право молчать о прочитанном. То есть если ребенок не хочет с вами обсуждать прочитанную книгу — это абсолютно нормально. Возможно, некоторые вещи он считает слишком личными, за некоторые вещи ему стыдно, и такое может быть. В таком случае не надо вытягивать насильно из него то, что он считает чем-то сокровенным и обсуждать не хочет. Однако это вовсе не означает, что книжка никаких мыслей у него не вызвала и что вы полностью потеряли доверие своего ребенка.

Если вы перепробуете все советы, то вы гарантированно привьете своему ребенку любовь к чтению.