Есть действенные способы, как привить ребенку любовь к чтению. И хочу сразу уберечь многих родителей от одного достаточно действенного, по их мнению, способа — обмена. Когда родитель предлагает ребенку читать в обмен на что-то. Например,: «Прочитаешь 10 страниц — получишь шоколадку» или «Прочитаешь эту книжку, перескажешь мне — пойдем в кино или в «Макдоналдс». Но ведь мы хотим привить любовь к чтению, а не сделать чтение неприятной обязанностью. А любовь к чтению вы так точно не привьете.
Очень хорошо, если у вашего ребенка есть любимая книга, которую он любит перечитывать. Кстати, нельзя мешать ему это делать, если он уже в 20-й раз перечитывает что-то – это очень хорошо.
Есть еще одна проблема: ребенок может любить книги, но не любить читать. Это проблема детей младшего возраста. То есть ребенок обожает, когда вы ему читаете, но при этом сам читать не хочет.
Есть методы решения и этой проблемы.
Первое — это попробовать почитать по ролям. Если в книге есть диалоги главных героев, просто говорите ребенку: «Давай сыграем в театр: я буду этим персонажем, а ты будешь этим персонажем». И разыграете такую сценку: вы читаете одну роль, ребенок читает вторую роль. Дети с удовольствием втягиваются в такую игру. Это очень весело, а главное действенно, у ребенка не возникает ощущение того, что вы его как-то обманываете, что-то заставляете делать.
Другой способ… не совсем честный, но невероятно действенный, и я часто рекомендую его родителям. Вы читаете ребенку книгу и на самом интересном месте, которое сами заранее определили, вдруг вспоминаете о неотложных делах. Вы кладете в книжку закладку и говорите: «К сожалению, сейчас не могу, есть неотложное дело. Смогу только завтра. Но если ты хочешь узнать, что было дальше, то вот здесь я оставляю закладку, дальше ты сможешь прочитать сам». И оставляете ребенка с книжкой одного.
Достаточно велика вероятность того, что он дочитает. В психологии есть такое понятие «гештальт» — целостный образ. Он остается у ребенка незакрытым и при этом эмоционально подкрепленным. Когда сцена не закончена, ребенку очень интересно, что же произойдет дальше, особенно если книжка читается первый раз, если он уже включился в сюжет, представляет образами, что и как там происходит, — весьма вероятно, что ребенок откроет книгу и будет читать сам.